Мы видим Вселенную в каждом ребенке
И чувствуем каждого остро и тонко!
Родители, дети и их педагоги –
Поможем найти Вам вашу дорогу.
Здесь важно успеть и поторопиться,
Чем раньше начнем, тем быстрее
Любая проблема решится!
Красноярский край – уникальное место на карте нашей страны: величественная река Енисей, завораживающие полярные ночи и северные сияния, нетронутые человеком места сибирской тайги. Край, простирающийся от Севера до Юга более чем на 3 000 километров, каждый 50-ый россиянин живет именно здесь. И у каждого есть свое определенное предназначение, но, как известно, любое предназначение закладывается в детстве. А детство, у всех бывает разное: у кого-то свободное и счастливое, у кого-то любящее и безграничное, а у кого-то оно другое … сложное и с препятствиями, для того чтобы сделать детство сотен, тысяч детей с ограниченными возможностями нашего края более счастливым, уже 25 лет работают специалисты краевого государственного бюджетного учреждения «Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения» (Центр).
Возможности Центра позволяют обеспечивать:
- разностороннюю диагностику, воспитание, коррекцию, абилитацию и определение индивидуального маршрута сопровождения — для детей;
- консультации, семинары, тренинги, круглые столы, конференции, мастер-классы, курсы повышения квалификации, сопровождение инклюзивного образования — для педагогов, специалистов образования и сопровождения;
- индивидуальные и групповые консультации, информационно-методические материалы, профилактические беседы, родительские собрания и тренинги — для родителей и лиц, их замещающих;
- комплексную профессиональную диагностику в условиях центральной психолого-медико-педагогической комиссии — для детей и их родителей (законных представителей) в Центре или с выездом специалистов в территории Красноярского края.
Центр открыт для всех, кто нуждается в нашей помощи. Девиз или как говорят современные дети хэштег нашего Центра: "Видим Вселенную в каждом Ребенке", и также как и Вселенную, так и нашу деятельность можно представить в виде ярких звезд, и сейчас мы приглашаем Вас в небольшое путешествие по нашей Вселенной.
Звезда первая: коллективная
В Центре работают высококвалифицированные кадры, имеющие современный взгляд на проблемы диагностики и коррекцию трудностей развития у детей. Наши сотрудники регулярно повышают свою квалификацию в Москве, Санкт-Петербурге и других городах, успешно применяя полученный опыт в разработке собственных коррекционно-развивающих программ, в методической и иной деятельности. Доля педагогических работников, работающих в учреждении на штатной основе, составляет 74,4%.
Принимая во внимание наличие большой доли (19,2%) молодых и малоопытных специалистов, работающих в Центре, было разработано Положение о наставничестве, в соответствии с которым наставническая деятельность была закреплена за стажистами, осуществляющими деятельность по введению в должность молодых и малоопытных специалистов.
Звезда вторая: детско-родительская
На прием к специалистам Центра можно попасть по предварительной записи. Администратор внимательно выслушает, определит первичный запрос и запишет на прием к профильному специалисту. Несмотря на отсутствие электронной записи, родители могут воспользоваться нашей электронной почтой не только для того чтобы записаться на прием, но и получить ответ на интересующий их вопрос. Родители со всего Красноярского края приезжают с детьми на прием к логопеду, психологу, дефектологу, неврологу, психиатру и другим специалистам Центра. Проведение комплексного приема позволяет уже при первом посещении максимально понять суть проблемы и найти оптимальные пути ее решения.
В Центре реализуются следующие программы:
- основная общеобразовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
- дополнительные общеразвивающие программы для обучающихся с ОВЗ;
- индивидуальные коррекционно-развивающие, компенсирующие и логопедические программы.
Так, детям раннего возраста с ОВЗ из групп биологического и/или социального риска, обратившимся в Центр, оказывается квалифицированная психолого-педагогическая, медицинская помощь, а также рекомендуется посещение групп раннего развития или индивидуальных занятий. Для тех детей кто по разным причинам не могут посещать Центр мы предлагаем дистанционное сопровождение и домашнее визитирование. Важным условием эффективности ранней помощи является активное привлечение ближайшего социального окружения к коррекционной деятельности. Поэтому работа проходит с обязательным присутствием мамы, папы и др. и обучением их приемам взаимодействия с ребенком, обеспечивающим преемственность коррекционно-развивающего процесса дома.
Дети среднего дошкольного возраста посещают группы по программам с использованием материалов М. Монтессори. При посещении данной группы контакт со сверстниками дает ребенку с ОВЗ дополнительные впечатления, новые эмоциональные переживания, развивает его подражательные способности, стимулирует интерес и доброжелательные отношения к другим людям, способствует повышению активности ребенка, развитию коммуникативной, социальной и эмоциональной сфер, формированию когнитивных навыков и навыков самообслуживания.
Дети от 5 до 7 лет занимаются в диагностических группах по подготовке к школьному обучению (для детей с интеллектуальными нарушениями, нуждающимися в дифференциальной диагностике). Посещение таких групп ориентировано на комплексное интеллектуальное развитие ребенка и его подготовку к школе. Программа курса охватывает все необходимые разделы знаний для будущего школьника: окружающий мир, счет, чтение, письмо, развитие речи, расширение словарного запаса, а также подготовку детей к общению в школьном коллективе, расширение кругозора и эрудиции. По завершении курса занятий родителям (законным представителям) выдаются подробные рекомендации для дальнейших домашних занятий и рекомендуется прохождение психолого-медико-педагогической комиссии с целью определения оптимальных условий для получения образования.
Дети, имеющие расстройства аутистического спектра посещают адаптационные разновозрастные группы и тренинги. В Центре успешно реализуется методика проведения коммуникативных тренингов, предполагающая трехступенчатый цикл занятий: на первой ступени «Играем с мамой» занятия проводятся в присутствии близкого взрослого, на второй – «Играем сами» только с детьми, на третьей - «Играем дома» родители выполняют упражнения в дистанционном режиме дома самостоятельно. При ранней диагностике и своевременно оказанной помощи медицинских и педагогических служб у большинства детей с ранним детским аутизмом и другими расстройствами аутистического спектра, возможно развитие их потенциальных возможностей и подготовка к обучению и воспитанию в образовательной организации.
Для детей с речевыми нарушениями организованы группы по возрастам, а также действует программа логопедического интенсива для запуска речи у детей с моторной алалией. Программа интенсива включает в себя индивидуальные и групповые занятия, медицинское лечение по рекомендациям врачей. Данная программа реализуется в течение двух недель несколькими курсами в год и особой популярностью пользуется у родителей детей, территориально проживающих в районах Красноярского края.
Для родителей подростков с девиантным поведением каждую неделю проводятся групповые консультации «Проблемы зависимых и созависимых отношений в семье», организуются групповые встречи психологов, детей и родителей, на которых обсуждаются проблемы нежелательного поведения.
Специалисты готовы внимательно выслушать каждую просьбу или жалобу и выявить причины возникновения асоциального поведения у «трудных» подростков.
В течение года индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия в Центре посещают более 1 000 человек.
На базе Центра открыт дополнительный детский телефон доверия. На все вопросы родителей и подростков готовы ответить квалифицированные специалисты Центра. Причинами обращений могут быть сложные взаимоотношения со сверстниками, семейные трудности и непонимание родителями, ссоры в семье, разводы, факты жестокого обращения с детьми, состояние острого психологического напряжения, выход из которого подростки видят через уход из жизни.
Главный принцип работы «детского телефона доверия» - конфиденциальность. Факт обращения детей к специалисту является анонимным. В экстренных случаях, с согласия ребенка, информация о нарушении детских прав передается в правоохранительные органы. Получить помощь психологов дети и родители могут по телефону + 7 (391) 201-90-40, с 9-00 до 18-00 в рабочие дни.
Звезда третья: современная
Для качественной организации коррекционно-развивающий, консультативной, диагностической деятельности Центр имеет мощную материальную базу (кабинеты для индивидуальной и групповой работы специалистов психолого-педагогического профиля с богатым набором диагностических и дидактических материалов).
1. Лекотека и медиатека:
Само слово лекотека произошло от шведского слова leco- игрушка и греческого theke- хранилище. Лекотека призвана оказывать помощь, воспитывающим и обучающим детей с выраженными нарушениями и проблемами развития.
Медиатека (греч. θήκη «место хранения») — фонд книг, учебных и методических пособий, видеофильмов, диагностических комплектов, компьютерных презентаций, а также техническое обеспечение для создания и просмотра фонда: ноутбук, видеокамера, проектор.
2. Кабинет "Арт-терапии":
При использовании арт-терапии предлагаются разнообразные занятия художественно-прикладного характера: рисование, лепка, выжигание, поделки из ткани, меха, природного материала. При этом специальная подготовка, талант исполнителей и художественные достоинства работ не столь значимы. Важны и сам процесс творчества, и особенности внутреннего мира человека.
3. Зал ЛФК:
В случае с детьми ЛФК играет особенную роль. Для них это постепенное снятие эмоционального стресса, обучение самоконтролю, ощущение себя самого, умение расслабляться, возможность развиваться при любых физических возможностях.
4. Кабинет коммуникативного развития и сенсорной разгрузки:
Специально организованная среда кабинета предназначена для консультативно-диагностических приемов и коррекционно-развивающих занятий с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра, с учетом особенностей их восприятия и поведения.
Зонирование пространства кабинета предполагает: игровую, динамическую и учебную зоны. Это деление на зоны является условным при проведении консультативно-диагностических приемов и регламентированным на занятиях.
5. Мультисенсорная комната:
Это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами. Они воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и др.
Мягкая мебель спокойной цветовой гаммы, приглушенный свет, приятные ароматы, успокаивающая музыка — вот те характеристики сенсорной комнаты, которые помогают ребенку развить свои сенсорно-перцептивные способности, ощутить уют, комфорт, настроиться на позитивное восприятие и общение с окружающими его людьми.
6. Кабинет, оборудованный материалами по системе М. Монтессори:
Коррекционно-развивающая среда Монтессори-кабинета организуетсяособым образом, исходя из потребностей и возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Все пространство кабинета разделено на особые зоны: зона развития речи, зона практической жизни, зона сенсорного развития, письма и чтения, математическая зона, зона космического воспитания и зона творчества.
Звезда четвертая: медицинская
Важной особенностью работы Центра является то, что специалисты педагогического профиля решают проблемы обратившегося ребенка в сотрудничестве с врачами учреждения. Детские врачи проводят индивидуальную диагностику и дают рекомендации по лечению и профилактике широкого спектра заболеваний в детском возрасте.
Для получения выраженного клинического эффекта в Центре применяется ультразвук, токи, лазер, магнитное поле, массаж, ЛФК и другое.
Медицинскую помощь оказывают врачи (педиатр, невролог, ортопед, офтальмолог, отоларинголог, психиатры, физиотерапевт) и средние медицинские работники (постовые медицинские сестры, медицинская сестра по массажу, медицинская сестра по физиотерапии). В течение года прием врача-психиатра проходят более тысячи детей и подростков, к врачу-неврологу обращается более полутора тысяч человек, физиотерапевтическое отделение оказывает 3500 процедур.
Звезда пятая: удаленная
Деятельность Центра и развертывание сети его филиалов позволяет создать единую краевую инфраструктуру оказания комплексной психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи всем участникам образовательных отношений в Красноярском крае. На данный момент в отдаленных территориях края функционирует четыре филиала в городах Ачинск (западный территориальный округ), Лесосибирск (северный территориальный округ), Минусинск (южный территориальный округ) и Канск (восточный территориальный округ).
В зависимости от региональных особенностей филиалы специализируются по определенным направлениям диагностической и коррекционно-развивающей деятельности (например, работа с детьми раннего возраста, с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра, с вариантами девиантного поведения и др.), но во всех случаях сохраняют комплексный психолого-педагогический и медико-социальный характер деятельности.
Деятельность филиалов позволяет увеличить масштаб проводимых Центром мероприятий. Так, например, в рамках социально-культурного маршрута «Енисейский экспресс» (объединяющего самые разные города и поселки края) специалисты Центра и его филиалов на протяжении нескольких лет проводят семинары и практикумы, мастер-классы и тренинги для родителей и специалистов по самым наболевшим вопросам семейного воспитания, индивидуальные и групповые консультации об особенностях и возможностях развития детей с ОВЗ.
Еще одним таким мероприятием является цикл семинаров на всей территории края «Профилактика девиантного поведения». Семинары проводятся в целях повышения психолого-педагогической компетентности специалистов общеобразовательных организаций по вопросам профилактики девиантного поведения детей, подростков и оказания методической помощи специалистам, осуществляющим профилактическую работу. Специалисты Центра и филиалов рассматривают в рамках данного цикла особенно актуальные в настоящее время вопросы о причинах и способах профилактики девиантного поведения подростков. Более 500 участников ежегодно обучаются по данному направлению, что говорит о высокой заинтересованности специалистов и важности вопросов, рассматриваемых в ходе семинаров.
Безусловно, это лишь небольшая часть наших звезд, а ведь еще есть:
рекомендательная (охватывающая деятельность Центральной психолого-медико-педагогической комиссии Красноярского края, функционирующей именно в нашем Центре);
методическая (обеспечивающая научно-исследовательскую и организационную работу всех подразделений Центра и проведение методических мероприятий для специалистов всего Красноярского края; а также участие в различных проектах, например, Федеральная целевая программа развития образования, пилотный проект помощи детям с расстройствами аутистического спектра и др.);
доступная (создающая комфортные условия пребывания для родителей с детьми разного возраста и проблем)
инклюзивная (помогающая в распространении перспективного педагогического опыта, обеспечивающего решение задач инклюзивного образования), и многие многие другие, без которых невозможно увидеть нашу Вселенную целиком.
А если вас заинтересовала практика сопровождения в нашем Центре, более подробно о методах, технологиях и программах мы рады поделиться с Вами на стажировках для специалистов в нашем Центре.
Вот и завершилось наше путешествие, где мы рассказали, как из отдельных звезд складывается целая Вселенная помощи каждому ребенку! Уже 25 лет мы помогаем детям, их родителям и близким, педагогам и многим другим, за этой цифрой тысячи судеб, а впереди новые и новые звезды, которые коллектив краевого Центра готов открывать для того, чтобы каждый человек ушел от нас с чувством теплоты и удовлетворения от полученной помощи.